(Пятница) (нач. III в.), вмц. Иконийская (пам. 28 окт.).
Мученичество П. сохранилось полностью только в церковнослав. переводе, представленном как минимум 3 редакциями: «первой» - в ВМЧ митр. Макария (ВМЧ. Окт. Ч. 6. Стб. 1972-1979; также имеется, напр., в ГИМ. Тит. 1769 г. (2166), ХVII-ХVIII вв. Л. 158-175), «второй» - сильно отличающейся от печатного текста (напр., ГИМ. Увар. 1045 (613), 1-я пол. ХV в. Л. 47 об.- 53; РНБ ОЛДП. F 186, ХVI в. Л. 12-15 об.), и «смешанной» (напр., РНБ ОЛДП. Q 50, сер. ХVI в. Л. 21-30). И «первая» и «вторая» редакции передают разные особенности оригинального текста (Виноградов. 1999).
Греч. текст Мученичества долго считался утраченным (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 285-286), пока его фрагмент не был выявлен в списке Мученичества и энкомия Параскеве, прмц. Римской, Иоанна Эвбейского - Oxon. Bodl. Holkh. gr. 24, ХIV-ХV вв. (Виноградов. 1999; он же (Vinogradov). 2013). Этот фрагмент занимает бинион, вшитый между 6-м и 7-м листами кватерниона, причем в конце вставки писец вышел за рамки обычного текстового поля с целью логически связать ее со следующим текстом. Поводом для вставки послужил, вероятно, фрагмент диалога между игемоном и мученицей относительно значения имени Параскева и его связи с днем недели, важным для культа св. Параскевы. С этой целью были привлечены и др. эпизоды: избиение воловьими жилами, строгание ребер, сокрушение статуи Аполлона; пропуск эпизода о чуде с исцелением в темнице можно объяснить желанием редактора связать заимствованный пассаж с продолжением оригинального текста Мученичества и энкомия. Ближе к концу фрагмента редактор сократил много отдельных фраз или даже целых эпизодов. Все это показывает, что писец-редактор сделал дополнение уже по окончании работы над энкомием, удачно использовав границу листа после гл. 6. На раннее бытование Мученичества П. в греч. мире указывает также миниатюра в Cod. Paris. gr. 510, 880 г. Л. 285, на к-рой П. изображена с орудиями страстей, не упоминаемыми в агиографических текстах о др. святых Параскевах.
На церковнослав. языке сохранилось также проложное Мученичество П. (ВМЧ. Окт. Ч. 6. Стб. 1968-1969), не содержащее дополнительных сведений. Его нет даже в древнейшем рус. Прологе сер. XIV в., переведенном с греч. языка, что указывает на отсутствие в Византии к этому времени дня памяти П.
П. была дочерью сенатора-христианина из г. Иконий (ныне Конья, Турция). Ее родители особо почитали пятницу - день Страстей Христовых, всегда проводили его в посте и молитве, и, когда у них в пятницу родилась дочь, они назвали ее П. (Παρασκευή - букв. «приуготовление», название на греч. языке дня пятницы). Девушка рано осиротела. Обладая удивительной красотой, она избрала не путь замужества, а путь служения Богу через проповедь Евангелия. В период гонений в правление имп. Диоклетиана (началось в 303) П. была арестована и приведена к наместнику Галатии (?) Аэтию (или Антонию). На допросе П. объяснила, почему ей дали такое имя. Но, когда девушка отказалась отречься от веры и выйти замуж за Аэтия, пораженного ее красотой, он сказал, что свое имя она получила в честь приготовления к жестоким страданиям. П. подвергли истязаниям. В тюрьме к мученице пришла некая жена (видимо, олицетворение пятницы), держа в руках орудия Страстей Христовых (крест, терновый венец, копие, губку и трость), и исцелила ее (по др. версии, П. явился ангел). Аэтий приписал чудо действию богов, тогда П. попросила отвести ее в языческий храм. По молитве мученицы землетрясение разрушило храм Аполлона. Разгневанный Аэтий приказал жечь мученицу факелами, но огонь не причинил ей вреда, а обжег палачей. После обращения ко Христу мн. горожан - свидетелей чуда - П. казнили через усекновение головы. Аэтий на следующий день погиб на охоте. Мощи П. почитались в храме г. Иконий, от них происходили чудеса исцеления.
Сохранилось сказание о посмертном чуде П. также только по-славянски (в 3 редакциях: ГИМ. Увар. 166-4°, XV в. Л. 268-272; ГПБ ОЛДП Q 50, XV-XVI вв. Л. 30 об.- 33 об.; ГПБ. Тит. 1769 (2166), XVIII в. Л. 146-157). При еп. Феодоре (вероятно, в 963) Иконий был осажден араб. эмиром. Накануне штурма города сторожу храма П. было видение: 2 ангела в образе прекрасных юношей подошли к раке с мощами П. и велели ей покинуть город, к-рый будет разрушен врагами за грехи его жителей. Мученица поднялась из гроба и со слезами стала молиться Богу о помиловании города, а затем вновь легла в гроб. На следующий день над войском неприятеля сгустилась необычная черная туча, из к-рой полетели камни. Напуганный эмир отказался от штурма Икония и заключил перемирие с иконийцами. Епископ рассказал эмиру о видении сторожа, и араб очень захотел взглянуть на мощи чудесной заступницы города. Увидев ее гроб, он решил увезти мощи святой, но 54 коня не смогли сдвинуть раку с места; горожане упросили его взять вместо мощей золота столько, сколько весит рака. Эмир согласился, думая, что золота окажется очень много, но когда стали взвешивать раку, она оказалась настолько легкой, что стоила всего 15 солидов. От мощей П. в Иконии впосл. произошло много исцелений.
В Византии и впосл., в совр. греч. Церкви, почитание П. было полностью вытеснено культом прмц. Параскевы Римской, поэтому все сведения о мощах П., вероятно, относятся к мощам вышеупомянутой одноименной святой. Почитание П. скорее всего было только местным, иконийским, и закончилось после захвата М. Азии турками в кон. XI в.
На Руси, в Белоруссии и на Украине почитание вмц. П. (Прасковьи) в народе слилось с народным почитанием персонифицированного дня пятницы, поэтому бытовало двойное наименование святой Параскева-Пятница (у юж. славян - Параскева (Петка) (др. Параскева, прп. Эпиватская, но с похожим культом) или даже просто - св. Пятница. С именем П. связана древняя традиция соблюдать 12 «обетных», или «главных», пятниц - перед чтимыми праздниками (не только двунадесятыми, напр. Покровом, днем памяти прор. Илии и т. д.), в эти пятницы давались обеты, напр., не путешествовать, не делать какие-то дела по хозяйству, в т. ч. не прясть, не шить, и т. п., чтобы не прогневать Пятницу, к-рая представлялась в виде высокой строгой женщины, иногда в светлых одеждах, иногда в темных, угрожавшей наказанием не исполнившему обет. Наиболее важной считалась 9-я пятница перед Пасхой - в этот день совершались обряды, связанные с водой. Сама П. считалась покровительницей источников и колодцев, на родниках, считавшихся целебными, часто ставили часовню, посвященную П., или оставляли ее икону. Кроме этого, П. считалась покровительницей торговли, помощницей женщинам в подготовке к свадьбе, в домашних делах (Святая вмц. Параскева. 1999. С. 10-11), ее иногда называли «Бабья святая» (Также подробнее о почитание Пятницы см.: Максимов С. В. Собр. соч. СПб. [б. г. ] Т. 15 . С. 74-96; Т. 17. С. 219-227; Т. 18. С. 236-243).
Многочисленные разнообразные обычаи, связанные с почитанием крестьянами дня пятницы, приведены в рассказе о явлении П. в сел. Ильеши Ямбургского у. С-Петербургской губ. (Старцева Ю. В., Попов И. В. Явление вмц. Параскевы Пятницы в Ильешах // С.-Петерб. ЕВ. 2001. Вып. 25. С. 91-95). Рассказ записан этнографом С. В. Комаровой. В нем сообщается о местном предании сел. Ильеши, где примерно в сер. XIX в. была обретена чтимая икона П. Некий пастух заметил в поле на березе маленькую девочку в старинной одежде, к-рая пристально смотрела на него сквозь ветви. На все ласковые уговоры спуститься девочка не отвечала, а когда пастух решил согнать ее кнутом и сбить камнями, то кнут и камни прилипли к стволу и к ветвям. Тогда пастух понял, что это непростая девочка, помолился, залез на березу, аккуратно снял девочку и положил ее в сумку. Когда он пришел с сумкой к местному священнику, выяснилось, что девочка исчезла. Но священник собрал народ, и все с пением и хоругвями двинулись к березе, где увидели прилипшие к стволу кнут и камни, а также икону П. с изображением явившейся пастуху девочки. Икона относится к XVI-XVII вв., сейчас находится в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры; она представляет собой барельеф (Там же).
В свою очередь почитание Пятницы как «водяной и земляной матушки», а также покровительницы брака, деторождения, шитья и прядения было связано с культом языческой богини Мокоши, указанные функции перешли к Пятнице. Также есть заметное сходство в народном почитании Параскевы (Пятницы) и Николы (Николая Чудотворца): им посвящались деревянные скульптуры (такие изображения П. назывались «Пятницы»), которые пользовались большей популярностью, чем иконы, и с распространением которых официальная Церковь пыталась бороться. Николу и Пятницу иногда объединяли в фольклоре - они действуют в одних и тех же сказочных сюжетах (помогают друг другу и т. п.). Очень часто в храмах существовали приделы во имя П. и свт. Николая Чудотворца. Кроме того, был распространен обычай изображать П. вместе с вмц. Анастасией, т. к. ее имя означает «Воскресение», «Неделя» - тоже особо чтимый день в народе (Успенский. 1982. С. 134-138).
Видимо, благодаря древним фольклорным повериям и обычаям, которые могли быть самыми различными в разных областях и селениях, популярность П. на Руси была очень широка. Ей было посвящено множество часовен, храмов и мон-рей, которые могли называться просто «Пятница». С этим обычаем связано наименование улиц, площадей, ворот и др. сооружений Пятницкими (по имени находившегося рядом храма П.), напр. Пятницкая ул. в Москве, Пятницкая башня Троице-Сергиевой лавры.
Церковное поминовение П. на Руси зафиксировано в Благовещенском Кондакаре XII в. (?) - нач. XIII в., в к-ром содержится кондак святой без икоса, однако в дальнейшем в рус. богослужебных книгах память П. не встречается. Только с XV в. Житие П. часто включается в рус. агиографические сборники, иногда даже в те, где содержатся жития только рус. святых (напр., ГИМ. Щук. XVI в. № 114), что, видимо, говорит об особом признании святой. К XVII в. все многочисленные службы П., которые создавались в сербских и болгарских монастырях, а также непосредственно на Руси, были упорядочены; появляются сборники, в к-рых под 28 окт. содержатся Житие, Сказание о чудесах, служба и Похвальное слово, позднее - с акафистом (Одно из изданий всех этих памятников по спискам XV-XVIII вв. см. в Святая вмц. Параскева. С. 133-164). Житие П. было также очень хорошо известно в народе и в образованной среде. Сохранилось свидетельство о том, что по заказу царицы Прасковьи Феодоровны (вдовы царя Иоанна Алексеевича) была написана пьеса «Действо о страдании св. мц. Параскевы», поставленная в придворном театре (Пьесы столичных и провинциальных театров 1-й пол. XVIII в. М., 1975. С. 222-236).
Храмы во имя П. были практически в каждом крупном городе и во мн. селениях, часто они располагались близ чтимых источников, а также на перекрестках дорог, т. к. П. почиталась как покровительница странствующих. В кон. XIX в. в Москве насчитывалось 5 храмов и множество приделов, посвященных мученице; в ц. Похвалы Пресв. Богородице близ храма Христа Спасителя в приделе П. находились ее чудотворная икона и ковчежец с частицей мощей и надписью по-гречески, эти святыни не сохранились (Святая вмц. Параскева. С. 36).
Один из самых известных и древних храмов П.- ц. во имя П. на Торгу в Вел. Новгороде. Она основана в эпоху бурного строительства в Новгороде, в 1156 г., некими «заморскими купцами». В 1191 г. вновь летописи сообщают о строительстве этой церкви, учредителями строительства названы некие Константин с братом, окончание строительства относится к 1207 г. и вновь связывается с заморскими купцами (Новгородская I летопись. Синодальный список // ПСРЛ. 1950. Т. 3. С. 30 (6664 г.); Там же. С. 50: «Лета 6715 - того же лета свршиша церковь святыя Пятниця заморскии»). Если эти купцы были греками, то первоначально храм вполне мог быть во имя прмц. Параскевы Римской, т. к. другой Параскевы они не знали, тогда как на Руси к этому времени не было сведений о Параскеве Римской и почиталась только П., вмц. Иконийская. Но, возможно, так названы купцы, торговавшие с др. странами. Церковь по своему облику резко отличается от др. домонг. храмов. В дальнейшем храм многократно перестраивался из-за пожаров и обветшалости (подробнее об этой ц. см.: Антипов И. В. Новгородская республика // ПЭ. Т. 51. С. 503-513). Это была патрональная церковь новгородских купцов, т. к. П. считалась покровительницей торговли и торг в Новгороде начинался в пятницу.
В Москве один из самых больших и известных храмов во имя П. находился в Охотном Ряду, 1-е упоминание о нем относится к 1406 г., церковь снесена в 1926 г., в наст. время на этом месте находится здание Государственной думы.
Др. известный храм во имя П. находится в Сергиевом Посаде - ц. во имя Параскевы Пятницы на Подоле, основана в 1547 г., но дальнейшими исследованиями установлено, что совр. вид храма относится ко 2-й пол. XVII в., в наст. время церковь передана Троице-Сергиевой лавре.
Иконография в искусстве визант. и слав. стран формировалась исходя из чина святости - дева и великомученица. Исследования текстов и изображений, связанных с неск. святыми I-IV вв., носившими это имя, показывают, что их почитание и иконографическая традиция тесно переплетены и не всегда поддаются разделению.
Уже в древнейших изображениях П. отразилась связь с посвящением ее имени 5-му дню церковной седмицы, с темой Страстей Господних и приуготовлением христианина к таинствам. В иллюстрациях лицевой рукописи Гомилий свт. Григория Назианзина (Paris. gr. 510. Fol. 285, 883-889 гг.) содержится композиция под заголовком «Σήμερον σωτηρία τῷ κόσμῳ» (зачало песнопения всенощной «Днесь спасение миру бысть»). Она предшествует Слову на Пасху (Or. 45) и представляет двухрядную композицию, где в верхней части расположена Небесная иерархия, а в нижней - 2 св. жены и апостол, указующий святителю (Дионисию Ареопагиту) на верхнюю часть. Надписания имен св. жен сохранились плохо, но крайняя слева атрибуируется как П. в качестве персонификации 5-го дня седмицы, и прежде всего дня Вел. Пятницы, Страстей Господних, на что указывают орудия в ее руках: копие, трость с губой, сосуд с оцетом (уксусом) и 4 гвоздя. Др. святая, очевидно св. Кириакия (Неделя), персонификация последнего дня седмицы, напоминающего о Воскресении Господнем, изображена в имп. богатых одеяниях и с моделью храма в руках. П. облачена в светло-красное платье и золотистый мафорий. Сопоставление П. и мц. Кириакии как 5-го и последнего дня церковной седмицы сохраняется в др. памятниках искусства средне- и поздневизант. времени, в каппадокийских пещерных храмах: в Балкан-Дереси № 4 (ц. апостолов Петра и Павла) в Ортахисаре (1-я пол. X в.), в апсиде, симметрично друг другу, в росписи ц. Пресв. Богородицы Одигитрии в Печской Патриархии (ок. 1337), ц. Николая Чудотворца «ту архонтос Томану» в Кастории (1639), на болг. иконе нач. XVII в. (Филиал староболг. искусства при СНАМ).
Поясное изображение П. как мученицы с крестом встречается на керамической иконе с полихромной надглазурной росписью к-польской работы X в. (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), как оранта в чине св. жен - на своде ц. Мерьемана (Кылычлар-Кушлук-килисе, Гёреме 33, нач. XI в.), с др. святыми: с вмц. Екатериной и вмц. Анастасией - в ц. Варвары в Соганлы (1006 или 1021), со святыми Полихронией и Феклой - в ц. Агиос-Стратигос в Ано-Буларии на п-ове Мани, XII в., со св. женами - в притворе Пантелеимоновской ц. в Бояне (1259, иногда атрибуируется как образ прп. Параскевы (Петки) Тырновской), в росписях 1332 г. в нартексе ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр. Чин св. жен на стенах нартексов и боковых нефов мог быть многочислен, напр. в Софийских соборах Охрида, Киева, монастырском кафоликоне Осиос Лукас 30-40-х гг. XI в., поэтому их фигуры не всегда могут быть точно соотнесены с конкретными святыми.
В минейном цикле П. как жена в красном мафории, с крестом появляется в лицевой рукописи Евангелия с Минологием 3-й четв. XI в. (Vat. gr. 1156. Fol. 244v). Как персонификацию Великой Пятницы или 5-го дня церковной седмицы ее продолжали изображать, при этом помещая полуфигуру или фигуру в медальон рядом с др. подобными медальонами: в росписи Спасской ц. в Цаленджихе (1384-1396) (Царевская. 2007. С. 165), в руках св. Кириакии (Недели) на фреске Архангельской ц. в Педуласе, Кипр (1474). Вместе со св. Неделей П. изображали на иконах в Болгарии и в поствизант. время. В иконах, исполненных под влиянием католич. произведений, ее могли писать как деву с непокрытой головой - на волынской иконе 1-й пол. XVII в. из Церковно-археол. музея правосл. братства г. Холма (ныне в НКПИКЗ); на написанной в Нежине иконе с частицами мощей св. кн. Александра Невского и вмц. Варвары (1692, НКПИКЗ).
В поздне- и поствизант. период атрибуты святой меняются. В руках помимо мученического креста П. держит небольшой сосуд для масла, как на поясной иконе из Георгиевской ц. на р. Свиди Хотеновской вол. Каргопольского у. (2-я пол. XV в., ВГИАХМЗ). С поднятым в руках крестом П. изображали в рост и особенно часто в поясном варианте, напр. на греч. иконе XVII в. в мон-ре Хиландар. Связь с темой Страстей Господних нашла отражение в такой детали, как небольшая икона Христа в руках святой, на которой Спаситель изображен как страдалец (в древнерусском искусстве этот извод носит название «Не рыдай Мене, Мати»), напр. на настолпной фреске 3-й четв. XIII в. в ц. во имя св. Ираклидиса мон-ря прп. Иоанна Лампадиста или на фреске зап. стены Преображенской ц. в Палехори (20-е гг. XVI в.), в ц. св. Андроника в дер. Калопанайотис (XVI в.) на Кипре, на небольшой (опиленной) со следами огня иконе в соборе Пафоса на Кипре (XV-XVI вв.); не исключено, что подобный вариант возник именно на Кипре.
В поствизант. период, очевидно под воздействием зап. культуры и живописи, в греч. иконописании утвердился тип П. как кефалофора: с отрубленной головой в руках, однако, никогда святая не изображалась как обезглавленная фигура - средник критской житийной иконы П. 2-й четв. XVI в. из собр. Э. Велимезиса, иконы XVII в. с клеймами чудес из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, житийная икона 1776 г. работы мастера Митрофана Хиосского в афонском мон-ре Каракал (со сценами из житий 3 соименных святых: Иконийской, Римской, Эпиватской-Тырновской), икона св. жен П., вмц. Варвары и вмц. Екатерины из Димитриевской ц. в Битоле работы мастерской зографов Константина и Афанасия из Корчи (ок. 1750), поясной образ П. работы мастера Д. Крстевича (1852, обе - в Музее Македонии, Скопье), где святая названа преподобномученицей, хотя изображена в традиционных для П. одеждах. Вероятно, под тем же влиянием католического искусства крест в руках святой преображается в рельефное Распятие.
В Древней Руси иконография П. развивалась с давних пор - по степени почитания П. не имела равных среди св. жен и уступала только свт. Николаю Чудотворцу. Обуславливалось это отношение к П. верой в ее покровительство путешественникам, т. е. торговцам и мореплавателям. С этим связаны распространение ее икон именно в городской, посадской среде и строительство храмов, посвященных ей, на посадах древнерус. городов уже в домонг. эпоху. Наиболее ранний храм в Новгороде был возведен в 1156 г. на Торгу у княжеского двора (Ярославово дворище), первоначально в дереве, каменное здание, построенное в 1207 г. (Раппопорт. 1982. Рис. 18. Табл. 15), простояло до 1658 г.; обновленное здание было освящено в 1671 г., о его церковном убранстве известно по описи 1685 г. (Анкудинов. 2003. № 4. С. 229-238). В кон. XII - нач. XIII в. была возведена церковь с престолом во имя П. в Чернигове (Раппопорт. 1982. Табл. 7).
Согласно письменным памятникам XVI в., почти каждое поселение или город имели престол, посвященный П., а значит, храм или икону святой: Новгород, Москва, Ивангород, Городенск (Венёв), Епифань, Кашира, Коломна, Нёнокса, Свияжск, Тула, Дмитров, станы и деревни Бежецкой пятины Новгородской земли (ныне в составе Тверской обл.). В крепостных сооружениях П. посвящали надвратную башню, на которой помещалось ее изображение (Коломна, Москва, Дедилов, Свияжск), в топонимике подобные башни или храмы оставляли след в названиях улиц или урочищ. Иконы святой располагались над дверями (воротами) служебных и жилых помещений в русских мон-рях XVI-XVII вв.: Спасских Прилуцком, Каменном, Нуромском мон-рях в вологодской земле (Переписные книги. 2011. С. 94, 112, 265). Для сравнения можно отметить, что в кафедральном соборе Московского гос-ва, Успенском в Московском Кремле, строительство и украшение к-рого было делом не только духовной, но и великокняжеской (царской) власти, согласно описям XVII в., было единственное изображение П.- небольшая фигурка на поле иконы-пядницы с образом вмч. Феодора Тирона, к-рого венчает ангел и благословляет Спаситель (находилась на сев. стене собора у раки свт. Ионы Чудотворца, митр. Московского; не исключено, что это личное «моление» и чей-либо вклад, см.: РИБ. Вып. 3. Стб. 315) .
Древнейшим изображением П. является полуфигура в красном мафории на нижнем поле (подпись не сохр.) новгородской иконы свт. Николая Чудотворца кон. XII в. (из московского Новодевичьего мон-ря, ныне в ГТГ). Вопрос атрибуции поясной фигуры мученицы в красном мафории как образа П. на обороте чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери (сер. XIII в., см.: Костромская икона. 2004. Кат. 1. С. 461) остается дискуссионным: неизвестны другие столь же ранние изображения П. в одеждах с богатым золотым шитьем (Смирнова. 2004. С. 184). Полуфигура П. в составе др. святых часто сопровождает на полях икон различные праздничные композиции, напр. на иконе Введения Пресв. Богородицы во храм, с Деисусом и избранными святыми (2-я пол. XV в., АМИИ). На почитавшейся чудотворной рязанской иконе 1445-1448 гг. (дата предложена реставратором В. В. Филатовым) святая представлена с прядями, выбивающимися из-под белого плата.
В ранней древнерус. иконописи изображение П. было совмещено с «портретами» др. св. жен, напр. с вмц. Анастасией, вмц. Екатериной, вмц. Варварой на обороте выносной или запрестольной иконы Пресв. Богородицы в деревянной Пятницкой ц. «за Кушелскими воротами за Гдовскою речкою на городе», согласно Писцовой книге Гдова (1584/85 - 1587/88, не сохр., см.: Французова. 2002. с. 174), на иконе в Спасо-Каменном мон-ре (Переписные книги. 2011. С. 141). Различные варианты изображений П. и др. св. жен и мучениц свидетельствовали об особом почитании этих святых как персонификаций добродетелей, заступниц и молитвенниц. В древнерус. искусстве возникали варианты, напоминавшие классические, антикизирующие рельефы с фигурами в легких ракурсах и поворотах относительно друг друга, как на псковской иконе 3 мучениц, П., великомучениц Варвары и Анастасии, которых с небес благословляет Еммануил (кон. XIV в., ГТГ; Царевская. 2007. С. 165, 282), или как в среднике иконы «Великомученицы Параскева, Варвара и мученица Иулиания, с житием Варвары и мучениц Иулианий Илиопольской и Никомидийской» из ц. во имя вмц. Варвары в Пскове (посл. треть XV в., НГОМЗ), где неск. фигур стоят плечом к плечу.
В продолжение визант. традиции в древнерус. росписях среди святых размещают парные фигуры св. жен, в частности П. и вмц. Анастасии - в сев.-зап. каморе (угловом помещении) наоса Преображенской ц. на Ковалёве близ Вел. Новгорода (1380); помимо напоминания о календарной составляющей, праздновании 5-го и 7-го дней церковной седмицы, их совместное изображение могло иметь иную молитвенную функцию - согласно средневек. представлениям, этим святым молились при отравлении ядом (Stylianou A. and J. The Painted Churches of Cyprus. Nicosia, 19972. P. 81). Древнейшее изображение П. на территории Москвы - найденная в Зарядье каменная иконка, где святая («Пятница») представлена вместе со св. Иоанном Милостивым на оборотной стороне, на лицевой ее стороне Спаситель благословляет прор. Илию и вмч. Никиту (ГИМ); Т. В. Николаева датировала иконку посл. четв. XV в. и приписывала ее купцу Илье Тараканову (Николаева. 1983. С. 108-109. Табл. 42). По мнению А. В. Рындиной и Э. С. Смирновой, икону можно датировать более ранним временем - сер. XIV в. Святая держит перед собой крест, на ней мафорий и плащ, на правом боку торакион (псевдофаракион, миндалевидный щит с 5-конечным крестом). Очевидно, как личная покровительница, П. изображена в паре с мч. Феодором Стратилатом на обороте каменной иконки из собр. Н. И. Репникова (кон. XIV - нач. XV в., ГРМ; Там же. С. 76).
Образ П. в древнерус. искусстве воплощен в различных изводах и техниках. Святую сопоставляли с отцами Церкви, напр. с 3 вселенскими святителями, как на псковской иконе XIV в. (ГТГ). Святая присутствует в сценах Деисуса, как на иконе из псковской Варваринской ц. с образом сидящего на престоле Спасителя, справа Ему предстоит св. Иоанн Предтеча, над ним - П. (1-я четв. XV в., НГОМЗ); замыкает ряд святых в Деисусе на верхнем поле иконы «Сошествие во ад, с Деисусом» из Троицкого собора в Острове (кон. X